необычные зарисовки (evening_cowboy) wrote,
необычные зарисовки
evening_cowboy

Categories:
  • Mood:

В Москве и Московской области опустеют более 1 млн кв. м торговых площадей

В наибольшей степени под ударом сейчас оказались торговые и торгово-развлекательные центры (по оценкам экспертов, пандемия и экономический кризис приведут к тому, что в Москве и Московской области опустеют более 1 млн кв. м торговых площадей). Собственникам объектов нужно предложить потребителям нечто такое, чтобы те проголосовали за их жизнь деньгами и временем.



Первое, что предстоит сделать, – провести комплексный аудит проекта. Юридическая структура, финансы, репутация, кадры, маркетинг и геомаркетинг – всё должно быть исследовано буквально под микроскопом. Итогом будет создание «карты узких мест» и проектов реконцепции и репозиционирования объекта с четкой дорожной картой реализации. До сих пор торговые центры в общей массе представляли собой крупные агрегаторы, для которых бизнес заключался только в предоставлении площадей наиболее перспективным с точки зрения доходов операторам. Между тем весь мировой опыт показывает: не всё сводится только к арендному бизнесу, перспектива развития ТЦ ‒ в организации социальной среды. Пока по этому пути пошли единичные объекты, например «МЕГА», которая первой стала позиционировать себя как место встреч и общения, камуфлируя торговую функцию дополнительными социальными сервисами и мероприятиями.

Сегодня уязвимость ТЦ заключается в том, что за привлечение аудитории и формирование трафика отвечает даже не арендатор, а его продукт. Именно поэтому имеет смысл пересмотреть и маркетинговую политику. Поток посетителей можно восстановить за счет операторов, пусть и не приносящих большой доход. Один из очевидных шагов ‒ расширение зоны фуд-корта. Позднее этот поток начнет качественно изменяться, т. е. посетители снова станут покупать одежду или предметы интерьера. Очевидно, что должны существенно поменяться все системы безопасности и жизнеобеспечения, он вентиляции и до уборных, – везде теперь уместны будут санитайзеры. Торговый центр должен стать средой обитания, где человеку будет не только комфортно совершать покупки, но полезно и безопасно проводить время.


Главное ‒ маневры
Поспособствует быстрому восстановлению ТЦ и внедрение экстренного оперативного брокериджа. Например, можно привлечь арендаторов, которым было отказано в прошлом, открыть пункты выдачи заказов онлайн-игроков или создать универмаги российских дизайнеров (могут занять от 100 до 2000 кв. м пустующих площадей), временных концепций pop up stores. В ТРК «Атриум» в Москве, например, и до кризиса активно использовалась эта схема.Требуется любой ценой не допустить «разбитых окон» или, если перекладывать на язык коммерческой недвижимости, – баннерных фасадов. Новый импульс получит и российское производство, и специализирующаяся на нем розница, в то время как доля иностранных инвестиций будет сокращаться. Долгосрочную тенденцию может поддержать государство (с прошлого кризиса, когда гарант задал вектор на импортозамещение, уже пройден немалый путь). 
Жизнеспособность торговых площадок ‒ в омниканальности, т. е. в способности функционировать и офлайн, и ‒ параллельно ‒ в онлайн, поэтому ТЦ необходимо выбирать операторов, имеющих выход на аудиторию через наибольшее количество каналов: интернет-магазины, соцсети, агрегаторы.
Торговый центр трансформируется в онлайн-шлюз путем создания единого цифрового поля со всеми витринами арендаторов. Исключительно важно будет использовать социальные сети как дополнительный инструмент захвата аудитории и привод ее в омниканальную экосистему ТЦ. Сегодня полностью готовых аналогов такого решения нет, поэтому потребуется слаженная работа с IT-специалистами и готовность к экспериментам.


Больше креатива
Основным двигателем экспресс-восстановления станет развитие креативного кластера. После длительного периода самоизоляции откат в сторону офлайна будет существенным. В прежние времена ТЦ были не особенно заинтересованы в социальных и бытовых сервисах, ведь банки, МФЦ, пункты выдачи товаров, фитнес-операторы, школы танцев или йоги, мобильные event-площадки или коворкинги не приносят такого дохода, как крупные торговые сети. Но именно они обеспечивают живую среду обитания, которая будет востребована после пандемии. Положительный пример в этом плане – создание и управление ТЦ компаниями INGKA (ТРЦ «Мега») и SRV (ТРЦ «Охта Молл»), однако аналогов немного, особенно в регионах.
Собственный ритейл – еще один способ заполнения пространства в кризисный и посткризисный период. Фактически это трансформация исключительно девелоперской функции. Здесь есть несколько вариантов: покупка готовой франшизы зарекомендовавших себя проектов, создание с нуля собственных решений, основанных на удовлетворении запросов уже лояльной или потенциальной аудитории. Необходимы точечные исследования, чтобы определить наиболее востребованные концепции для конкретного объекта.


Рецепты из прошлого
Путь оптимизации бизнеса за счет продажи части помещений арендаторам, по сути, является возвратом к прошлому. В период формирования рынка торговой недвижимости девелоперы, построив ТЦ, продавали часть площадей крупным торговым операторам и получали средства на дальнейшее строительство. Имея в портфеле ряд успешных проектов, получали под новые проекты кредит в банке: ТЦ в руках одного собственника считался более качественным активом.
Если в то время продажу площадей можно было рассматривать как способ получить финансирование для проекта, то сейчас этот же путь – возможность его сохранить: лучше потерять часть бизнеса, чем весь бизнес. Этот вариант следует детально проработать в критических ситуациях, но он будет означать реинкарнацию популярной в двухтысячных годах схемы, при которой торговый центр становится управляющей компанией для части уже не принадлежащих ему площадей. За счет их продажи нивелируются кассовые разрывы, а общий контроль над объектом не теряется. Для реализации потребуется привлечение сильной юридической команды.


Пожалуйста, подпишитесь на мой Дзен канал https://zen.yandex.ru/id/5e81e777c0c17b53a2c32926
Буду рад новым друзьям! Найти мой журнал просто, запоминайте: зарисовки.жж.рф
Tags: коронавирус
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 9 мая

    С памятного дня Победы 1945 года прошло немало лет, и те, кто своей грудью отстоял свободу Родины – давно состарились. Но для нас они навсегда…

  • Домашняя пасха

    Доброе утро! Христос воскрес, всех с праздником! Всё своё, домашнее, творожная пасха, яички, кулич - вкуснятина. Весёлого всем праздника!…

  • 1 мая

    Доброе утро! Первомайский праздник отождествляется с солнцем, голубым, бездонным небом, нежной зеленой листвой и невообразимым весенним счастьем!…

  • Студенты, с праздником)

    Глядя на эти фотографии весёлых и беззаботных студентов, которые я сделал в Питере, вспомнил и свои годы учёбы. Школа, архитектурный колледж, потом…

  • Шо? Опять?!

    Всем привет! Давно хотел понять, что же это за праздник такой - Старый Новый Год - способ оправдать свое двухнедельное пьянство, древние традиции,…

  • Домашний кинозал. Фильм Потерянное Рождество/Lost Christmas 2011

    Привет, друзья! В традиционной рубрике Домашний кинозал я рекомендую вам к просмотру самые интересные фильмы. Сегодня это будет драма Потерянное…

  • С Новым Годом)

    Есть у нас странная для всего мира традиция отмечать Старый Новый Год. Вот попробуйте людям из других стран объяснить, что это за праздник такой) Но…

  • Самая странная ёлка

    До Нового года осталось пару недель, и повсюду можно увидеть праздничную символику - ёлки, гирляды, мишуру. Все мы привыкли, что ёлка, как правило,…

  • Кот-снеговик?!

    Не знаю, как вы, а я очень рад, что нападало много снега, и грязи стало поменьше. А снег мокрый, вот народ и вспоминает зимние забавы - лепит…

promo evening_cowboy august 11, 2016 19:05 623
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments